Embraer/FMA CBA 123 Vector - Бразильско-аргентинский турбовинтовой необыкновенный
thexhs
thexhs
Историю CBA 123 можно рассказывать по разному. Можно начать с политики, и потепления отношений между Аргентиной и Бразилией в второй половине 1980х. Можно начать с истории корпорации Embraer и необходимости создания замены самолету EMB 110 Bandeirante. Можно с аэродинамики и повального увлечения схемой турбовинтового с толкающими винтами расположенными на пилонах в хвостовой части фюзеляжа (Антонов Ан-180, Мясищев Дуэт, Яковлев Як-46, ряд нереализованных проектов Боинга и Макдоннел Дугласа под двигатель GE-38).

2201.jpg

Немного слов, и много кликабельных картинокCollapse )

Ми-3 и Ми-22 - несостоявшиеся наследники Ми-2
thexhs
thexhs
Во время доводки вертолета В-2 (внутренне обозначение Ми-2) на фирме Миля уже задумывались о дальнейшем развитии и существенной переделке базовой машины. Пошли двумя путями - в одном случае удлинили фюзеляж вставив дополнительную секцию - конструкция получила обозначение В-20, во втором существенно вмешавшись в конструкцию - увеличив сечение фюзеляжа, сделав заднюю дверь со створками и вынеся топливные баки наружу в виде консольных "крыльев" к которым так же крепились шасси - машина получила имя Ми-3 (не путать с санитарным вариантом Ми-1 - он тоже носил имя Ми-3).





В 1964 году в сборочном цехе завода №329 были изготовлены макеты двух модификаций. Несколько фото этих макетов сохранились к нашим дням, позволяя судить о внешности проектов.

К сожалению двигателей ГТД-350 для обоих вариантов уже было недостаточно. Прорабатывались варианты под другие двигатели - разрабатывавшийся ГТД-550 (так и не поступивший в серийное производство) ГТД-10, ГТД-3, Continental Т65 и Turbomeca "Astazou-14" (в то время было определенное потепление в отношениях между СССР и Францией, и в КБ Миля были даже сделаны эскизные проекты ряда вертолетов под французские двигатели Турбомека).

Проектом В-20 с двигателем ГТД-10А мощностью 940кВт заинтересовались военные. На его основе в 1965 году был создан проект вертолета Ми-22 (и опять возможна путаница - индекс Ми-22 так же имел Ми-6ВКП) с взлетной массой 4300кг, предназначавшегося для перевозки мотострелкового отделения. Он, в отличие от Ми-2, имел улучшенную аэродинамику фюзеляжа, был оснащен четырехлопастным несущим винтом, полозковым шасси и широкими боковыми сдвижными дверями. Доведенная до стадии макетных исследований разработка Ми-22 была прекращена в начале 70-х годов в связи с созданием Ми-24, который, как предполагалось, сможет выполнять и функции летающего транспортера для пехотинцев.



В МАП (Министерстве авиапромышленности) СССР тема турбовальных/турбовинтовых двигателей малой мощности всегда была низко приоритетной, "в самую последнюю очередь", и родить двигатель для вертолета такого класса советская промышленность так и не удосужилась. Отношения с Францией тогда тоже довольно быстро остыли - и эти проекты вертолетов канули в лету.

Источники:
http://virtalet-raf.narod.ru/journal/3/3.html
http://www.aviastar.org/helicopters_rus/mi-22-r.html

YEH-60 SOTAS - вертолет наблюдения за полем боя, предтеча Joint Stars
thexhs
thexhs
Армия США испытывала потребность в средствах обнаружения, отслеживания, определения координат и классификации движущихся целей на поле боя. В попытке решить эту задачу был создан YEH-60 SOTAS. Проследить историю развития проекта весьма интересно - тут тесно сплелись неуемные амбиции военных и алчность пилящих бюджет компаний от оборонки - сейчас эта программа в США - хрестоматийный пример "как делать не надо"



В начале проект развивался под именем Airborne Long-range Alerting Radar for MTI - ALARM и полные энтузиазма разработчики заявляли: We view the Warsaw Pact with ALARM! Начало работ стартовало в 1970, а первые успешные испытания - в 1972. Позже систему переименовали в Stand Off Target Acquisition System - SOTAS.

Read more...Collapse )

Су-19 (Т-58ПС) - нереализованный проект Су-15 с оживальным крылом
thexhs
thexhs
В 1972-73 гг. ОКБ попыталось вдохнуть в Су-15 новую жизнь за счет радикального улучшения его аэродинамики. Так как большие надежды возлагались на «оживальное» крыло, предназначенное для истребителя Т-10. то рассматривалась возможность оснастить им и Т-58. Тема получила в ОКБ рабочее обозначение Т-58ПС.

Была сделана модель. которую продували и ЦАГИ, а позднее провели более детальные проработки вариантов компоновки самолета с оживальным крылом.



Расчеты показывали, что характеристики самолета должны существенно улучшиться, да к тому же на новом крыле удавалось пристроить еще 2 точки подвески для ракет малой дальности.


Следующий шаг на пути повышения ТТХ перехватчика предстояло сделать, применив перспективные двигатели Р-67-300. В ОКБ довольно оперативно подготовили -рекламные- материалы, оформленные в виде « Технического предложения… », которые разослали в МАП и заказчику. В них указывалось. что летные испытания самолета с новым крылом (Су-19) можно начать в четвертом квартале 1973 г.. а с новыми крылом и двигателями (Су- 19М) – в 1 квартале 1975 г.

Но военных такая модификация не заинтересовала, они уже давно и упорно добивались от промышленности установки на самолете новой РЛС. способной обнаруживать цели но фоне земли.

Источник: http://lib.rus.ec/b/227526/read

Особо экзотические извращения над F-16 и F-18 - концепция VATOL
thexhs
thexhs
В 1970 U.S.Navy носилось с сомнительными фантазиями насчет использования вертикально взлетающих реактивных истребителей. VTOL истребители, теоретически позволяли малым кораблям нести авиацию, и в ситуации бюджетных ограничений позволяли флоту сохранить господство в воздухе без необходимости иметь гигантские авианосцы. В итоге, как мы знаем, идея с треском провалилась.



Но в то время одной из предложенных концепций вертикального взлета и посадки была VATOL - Vertical Attitude Take Off and Landing, иными словами - tailsitter (самолет, садящийся на хвост вертикально). Большинство предложенных конструкций не были буквально садящимися на хвост как Convair Pogo, они были концептуально близки скорее к Ryan X-13. Они не могли сесть хвостом на горизонтальную платформу, но могли "прилепиться сбоку к вертикальной, брюхом". Платформа могла например висеть снаружи борта судна, что позволяет простым поворотом на 90 градусов решить проблему эксплуатационного обслуживания, и полностью решает проблему воздействия реактивной струи с палубой.



Существенной проблемой концепции VATOL был обзор - в вертикальном положении пилот не видит где он находится, пока лежит на спине. Решением была идея наклонять кабину на 90 градусов - когда самолет находится в вертикальном положении, кабина по прежнему в удобном горизонтальном. Так как подобное конструктивное решение еще не было никем воплощено, специалистам из NASA-Langley были построены масштабные модели Northrop F-17 и F-16 с кокпитами, которые могли поворачиваться вперед на угол 90 градусов и лететь в вертикальной позиции. Испытания показали что идея в принципе воплотима, но весовые издержки и стоимость воплощения поставили на ней окончательный крест. VATOL F-16 и F-18 нельзя считать реальными концептами, никто серьезно не рассматривал их вертикально взлетающие версии, но они были удобными подопытными кроликами для испытания концепции.

Дополнительные сведения о концепте можно почерпнуть в документе:
NASA TN D-8054 Free-Flight Model Investigation of A Vertical-Attitude VTOL Fighter

Двухбалочные утки - XL-498 и XL-507 - ересь подвида Entenflugzeuge
thexhs
thexhs
Возникла идея размещения переднего горизонтального оперения на двух вынесенных вперед балках, уходящих назад к центроплану. Зачем? Для предотвращения повреждения ПГО при посадке на сильно неподготовленную полосу. На совсем не полосу, а какой то ровный участок тундры или пампасов. Знаете, в англоязычном мире есть такой термин - bushplane. Воплотил я сию схему в двух дизайнах (XL-507 и XL-498) и четырех рисунках.

В одном случае балки уходят назад за центроплан и заканчиваются двумя килями, в другом случае в оконечности балок размещены два двигателя. Шасси в обоих случаях не убирающееся, с пневматиками большого диаметра и низкого давления - аккурат для пампасов.

По прочности (и весу) это далеко не оптимум, и наверное было бы хорошо замкнуть все это с фюзеляжем, но в такой небольшой размерности ЛА это сложновато.





Подкатом еще два рисунка, и они же в контурах.Collapse )

Stark AS-37 - двухместный биплан Андрэ Старка
thexhs
thexhs
Французский авиаконструктор André Starck после создания гоночного биплана AS-27 обратил свои усилия на создание более совершенного аппарата, реализующего ту же аэродинамическую схему - биплана с большим выносом крыльев по горизонтали и малой дистанцией по вертикали. По чертежам Старка было построено 3 самолета, и свыше 20 комплектов чертежей были проданы для самостоятельной постройки, однако по состоянию на 2012 год уже не осталось ни одного в летном состоянии.
20943.jpg
Read more...Collapse )

Stark AS-27 Starcky - гоночный биплан оригинальной конструкции
thexhs
thexhs
Французский авиаконструктор André Starck весьма увлекся концепцией щелевого крыла, и опираясь на предвоенные работы серба Мирослава Ненадовича (Nenadovich) построил ряд самолетов с крылом оригинальной компоновки. В обычном биплане влияние одного крыла на другое - негативный эффект с которым пытаются бороться разнося крылья по вертикали (зазор между крыльями больше их хорды), Ненадович же решил обратить его к пользе. При большом выносе переднего крыла (его задняя кромка расположена над передней кромкой заднего крыла) и небольшой высоте щели между крыльями получался эффект, подобен работе щелевого закрылка.



Read more...Collapse )

XFC UAS (eXperimental Fuel Cell) - БПЛА для подводной лодки
thexhs
thexhs
В последние годы значительное внимание уделяется тематике создания БПЛА контейнерного старта. Размещение БПЛА в стандартном контейнере для противотанковой ракеты или торпеды, шахте баллистической ракеты, позволяет использовать его с различных платформ (будь то подводная лодка, бронетранспортер или танк) и хранить в защищенном контейнере в котором поддерживаются специальные условия.

Исследовательская лаборатория Военно-Морского Флота США (Naval Research Laboratory) совместно с фирмой Oceaneering разработала экспериментальный БПЛА с запуском с борта подводной лодки, находящейся в погруженном состоянии. Контейнер (Launch Canister System - LCS, он же Sea Robin), с БПЛА выстреливается с ракетной шахты подлодки, и при достижении поверхности с него запускается сам летательный аппарат. Габариты контейнера позволяют использовать БПЛА с тех же пусковых установок что и крылатые ракеты Томагавк.


Для запуска БПЛА из всплывшего контейнера используется система ETO (electronically assisted takeoff), которая представляет собой соосный винт, приводимый в движение электромотором питаемым батареями. Все это в отдельном отсеке крепится к носовой части БПЛА, выводит его на нужный режим полета (скорость/высота) и отделяется. Использование такой системы позволяет избежать демаскирующих признаков пиротехнического способа запуска.

Read more...Collapse )

Sunny Boxwing - сверхлегкий летательный аппарат схемы с сочлененным крылом и история его создания
thexhs
thexhs
Это пожалуй самый удачный представитель этой схемы - с 1990 года по наши дни выпущено 250 штук, как в виде кит-наборов, так и готовых самолетов. За долгую историю этого самолета его выпуск переходил из рук в руки, сначала это была немецкая фирма Dewald Leichtflugzeugbau Gmbh, далее Tandem Aircraft KG, потом швейцарская Airkraft Gmbh Leichtflugzeugbau. В настоящее время (готового аппарата, 2011 года сборки) его стоимость - 21 тысяча евро.


Read more...Collapse )

?

Log in