Previous Entry Share Next Entry
Утки Ромуальдаса Бекшты
thexhs
thexhs
Схема "утка" привлекает внимание многих. Не остался в стороне и литовский инженер Ромуальдас Бекшта (Romas Bekšta). Хоть работал наш герой на обувной фабрике, но душа рвалась в небо. На планерах он летал в молодости, в послевоенные годы, где то тогда и увлекся темой утка, построив ряд оригинальных конструкций, часть из которых удалось довести до полетов



Первым в 1947 году создал проект мотопланера РБ-4 с двигателем мощностью 4 л.с. Полноразмерный аппарат выполнить не удалось, а вот модель 1:5 успешно летала.

Та же судьба постигла и РБ-7, отличавшийся стреловидным крылом с большим углом поперечного V (крыло выполняло частично функции вертикального оперения, позволив обойтись без киля). Управление по курсу и тангажу выполнялось с помощью цельноповоротного ПГО, установленного впереди на пилоне, с карданным подвесом. Летавшая модель была оснащена автопилотом.



Где то в 1965-1966 гг. группа студентов Каунасского политехнического института под его руководством спроектировала и построила одноместный тренировочный мотопланер.

В тот же период Ромас задумал новую конструкцию, приступив в 1964м к проектированию РБ-15. Переднее оперение снова цельноповоротное, для управления по тангажу, профиль ЦАГИ Р-III 18%, заднее прямое с концевыми шайбами, профиль ЦАГИ Р-II 14%. Цельнодеревяная онднолонжеронная конструкция с полотняной обшивкой. Ферменный сварной из стальных труб каркас фюзеляжа, деревяная опалубка и полотняная обшивка. Шасси велосипедное. В 1972 году приступили к постройке, и спустя два года аппарат вышел на испытания.



Изначально использовался мотоциклетный двигатель от Иж-56, но из за проблем с его доводкой, изготовили двигатель оригинальной конструкции - двухтактный, разработки Б.Белошапкина. С толкающим воздушным винтом при оборотах 3500 об/мин получалось уже 25 л.с.

После первого полета, Бекшта приступил к доработке аппарата внеся ряд существенных изменений в конструкцию. Шасси стало трех-опорным с самоориентирующейся передней стойкой, смещенной вправо от оси симметрии на 60 см, оперение однокилевым, отказавшись от шайб, он разместил киль сразу перед винтом, а руль направления - за, таким образом винт находился в щели между килем и рулем.

Аппарат получил имя РБ-17 и выполнил несколько коротких полетов, продемонстрировав хорошую устойчивость и управляемость. Посадочная скорость составляла 60 км/ч при максимальной 110, взлетный вес 320 кг при массе пустого 205 кг.



В 1985 г Ромас продемонстрировал РБ-17 на слете самодельщиков в Литве в городке Нятонис, недалеко от Каунаса, а в настоящее время машина находится на хранении в музее спортивной авиации в Каунасе. Самого конструктора к сожалению уже нет в живых.

Характеристики РБ-17 (РБ-15)

Размах крыла, м 8.05 (8.40)
Длина самолета,м 5.00 (4.10)
Площадь крыла,м2 10.50 (2 ПГО, 8.5 крыло)
Масса, кг
пустого самолета 205
максимальная взлетная 320 (305)
Тип двигателя 1 ПД Белошапкина
Мощность, л.с. 1 х 25
Максимальная скорость, км/ч 110
Крейсерская скорость, км/ч 100
Экипаж, чел 1




Источники:
http://www.airwar.ru/enc/la/rb17.html
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. РБ-17
Горбенко К. С., Макаров Ю. В - Самолеты строим сами
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1264445041

?

Log in