Previous Entry Share Next Entry
Advanced Turboprop Project и цены на нефть
thexhs
thexhs
В середине 1970х мир переживал очередной топливный кризис с изрядным ростом цен на нефть (эмбарго 1973 года, когда страны ОПЭК отказались продавать нефть странам, которые поддерживали Израиль в Войне Судного дня). В это время многие страны озаботились повышением экономичности (шутка ли - до кризиса топливо составляло четверть расходов авиакомпаний, а во время - свыше половины), в том числе и США - НАСА начало ряд исследовательских программ (общим числом шесть штук), среди которых рассмотрим Advanced Turboprop Project, которым занимались в Lewis Research Center с 1976 по 1987.



Ядром проекта были Daniel Mikkelson с Lewis Research Center и Carl Rohrbach с Hamilton Standard - крупнейшего американского производителя воздушных винтов. Их интересовало не только снижение расхода топлива (20-30% по сравнению с существовавшими тогда ТРДД), но и существенный рост скорости полета. Ставка была сделана на многолопастные вентиляторы с саблевидными лопастями - что должно повысить скорость полета (до М = 0.8 включительно на высотах свыше 30000 фт. ) и снизить шум. Был получен совместный патент NASA-Hamilton Standard на эту технологию, и начата серия масштабных трубных испытаний. Со временем подключились двигателестроители Pratt & Whitney, Allison, и General Electric, позже подтянулись производители самолетов Boeing, Lockheed, и McDonnell Douglas - дело двинулось.


NASA подключило 4 исследовательских центра - Lewis, Langley, Dryden, и Ames. Хронологически программа растянулась на 4 этапа: "concept development" с 1976 по 1978; "enabling technology" с 1978 по 1980; "large-scale integration" с 1981 по1987; и наконец "flight research" в 1987. Дело двигалось, инженеры решали проблему за проблемой, бюджет пилился, как ему и положено.

Фото трубных испытаний


Среди разработанных образцов интересно отметить вентилятор Hamilton Standard SR-7A c двигателем Allison, который был испытан на модифицированном Gulfstream II в 1987, подтвердив оценку - 20..30% топливной экономии. Так же уникален безредукторый винтовентиляторный двигатель GE36 с толкающими винтами противоположного вращения, испытанный на Boeing 727. Любопытны так же концепты самолетов от Lockheed под винтовентиляторы (Надпись RECAT на борту одного из расшифровывается как Reduced Energy Commercial Air Transport).



Но революции не произошло. Полученные технологии не были использованы ни в гражданской, ни в военной авиации. Почему?
Все оказалось банальным. Цена на нефть! Топливный кризис минул, и цена упала до приличных значений. Острой необходимости в сверхэкономичных самолетах уже не было. Да и "советская угроза" под конец 80х перестала быть такой угрожающей, и орды турбовинтовых Медведей перестали быть кошмаром американского налогоплательщика. Разработки положены на полку. До следующего роста цен на нефть или угрозы холодной войны?

Летающие лаборатории на которых шла отработка винтовентиляторов
Boeing 727 с GE-36
B727100UHB_Republic85.jpg

Gulfstream II с винтовентилятором Hamilton Standard SR-7A




В рамках этого же проекта продувались ряд компоновочных схем, среди которых в сети попались фото схемы с размещением винтов над плоскостями горизонтального оперения - Advanced Turboprop Over-the-Tail (идея спорная - шум снижает, а вот безопасность полета страдает - в случае разрушения винтовентилятора самолет остается без оперения)



Источники:
http://history.nasa.gov/SP-4219/Chapter14.html
https://www.flickr.com/photos/nasa_appel/albums/72157632241236736

?

Log in